6 ноября 1943 года войска 1-го Украинского фронта генерала армии Н.Ф. Ватутина освободили Киев от немецко-фашистских захватчиков
Начало освобождения Киева от носителей бациллы "коричневой чумы" XX столетия было положено еще в 20-х числах сентября 1943 года, когда наступающие советские войска приступили к форсированию Днепра.
Так, в ночь с 25 на 26 сентября войска 38-й армии Воронежского фронта (с 20 октября 1943 года - 1-й Украинский) под командованием генерала Н.Е. Чибисова переправились через Днепр севернее Киева у поселка Лютеж, образовав так называемый Лютежский плацдарм. Юго-восточнее Киева в районе Переяславля 22-23 сентября Днепр форсировали части 3-й гвардейской танковой армии П.С. Рыбалко и 40-й армии К.С. Москаленко, образовав Букринский плацдарм, с которого командование планировало нанести основной удар в направлении "Матери городов русских".
Предпринятые в середине октября попытки командования Воронежского (1-го Украинского) фронта развернуть наступление с Букринского плацдарма на Белую Церковь и Фастов с целью обхода Киева с юго-западного направления натолкнулись на ожесточенное сопротивление противника. Советским войскам удалось лишь немного расширить плацдарм. Тогда Ставка Верховного Главнокомандующего приказывает Ватутину перебросить танки Рыбалко, а также ряд других соединений на Лютежский плацдарм. Совершив в сложных условиях осенней распутицы более чем 100-километровый переход с тремя переправами через две крупные водные преграды (Днепр и Десна), 3-я гвардейская танковая армия к 3 ноября 1943 года сосредоточилась севернее Киева в районе Лютежа.
1 ноября войска 40-й армии генерал-лейтенанта Ф.Ф. Жмаченко (сменил в должности К.С. Москаленко, принявшего находившуюся на Лютежском плацдарме 38-ю армию) и 27-й армии генерал-лейтенанта С.Г. Трофименко начали очередное наступление на Букринском плацдарме, отвлекая внимание гитлеровцев от основного направления удара на Киев. А утром 3 ноября после мощной артподготовки в атаку двинулись части основной ударной группы 1-го Украинского фронта в составе 38-й армии Москаленко, 60-й армии И.Д. Черняховского, 3-й гвардейской танковой армии Рыбалко и 5-го гвардейского танкового корпуса А.Г. Кравченко. Спешная переброска немцами под Киев элитной танковой дивизии СС "Райх" уже не могла изменить ход сражения. К утру 6 ноября 1943 года "Матерь городов русских" была полностью очищена от захватчиков. Перед бегством из города нацисты, следуя приказу Гитлера, пытались полностью сжечь его.
"Город был взят штурмом на рассвете 6 ноября. Гвардейский Краснознаменный полк подполковника Пономарцева ворвался на окраину Киева, с боем прошел до центра и начал пробиваться дальше, к противоположной окраине. К этому времени на Калининскую площадь (ныне майдан Незалежности) ворвался танковый батальон капитана Чумаченко вместе с пехотинцами. Мы нагнали этих бойцов утром на Крещатике. Танки шли, освещенные утренним солнцем и пламенем горящего Дома Обороны на углу Крещатика. Огромное и красивое здание пылало. Внутри его с шумом рушились перегородки, пламя длинными языками вырывалось на улицу", - сообщал 7 ноября 1943 года в газету «Красная Звезда» военкор 1-го Украинского фронта майор К. Буковский.
"Дальше до самого здания областного совета мы ехали в дыму, а оттуда начиналась свободная от дыма улица, но вся в развалинах, - продолжал очевидец. - Все, что лежало впереди, насколько хватал глаз, вплоть до самой Бессарабки, представляло собою сплошной хаос разрушения. Руины Крещатика открывались перед нами такими, как они были показаны на обошедших всю печать немецких фотографиях. Мы видели следы варварства, равного которому не было со времен Батыя".
В тот же вечер 6 ноября 1943 года по приказу Верховного Главнокомандующего Москва салютовала в честь освободителей Киева 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий.
Текст полностью на сайте "Царьград"
Поддержать партизан и подпольщиков Отряда Ковпака
#отрядКовпака







































