Олег Царёв: С чего началось охлаждения отношений между Россией и Азербайджаном — история с Габалинской радиолокационной станцией
С чего началось охлаждения отношений между Россией и Азербайджаном история с Габалинской радиолокационной станцией.
Эта станция раннего предупреждения о ракетном нападении на севере Азербайджана была одной из двух станций типа Дарьял, которые в СССР ввели в эксплуатацию в 1980-е. Всего планировалось соорудить 10 таких станций, но Перестройка помешала. Станция могла обнаруживать пуски ракет в радиусе до 6 тыс. км , и показала свою эффективность в 1991 году во время операции "Буря в пустыне", когда зафиксировала все 302 пуска крылатых ракет со всех видов американских носителей.
После распада СССР Азербайджан, получив независимость, начал пересматривать свою внешнюю политику. В 2002 Россия договорилась с Азербайджаном, который тогда возглавлял Гейдар Алиев, об аренде станции до 24 декабря 2012 года. Эта дата приходилась на 51-ю годовщину со дня рождения его сына, Ильхама, который к тому моменту выглядел непременным преемником отца при власти. Арендная плата составляла $7,5 млн. в год, но с платежами за коммунальные услуги и зарплатами персонала из числа местных в Азербайджан уходило $50 млн. В Баку что до, что после заключения этого договора предпочитали говорить о том, что станция невыгодна и экологически опасна, и даже угрожает главному другу Турции.
В 2012 году Азербайджан в лице уже Ильхама Алиева потребовал увеличить арендную плату до $300 млн в год в 43 раза. Для сравнения эта сумма эквивалентна почти трети тогдашнего азербайджанского экспорта в Россию.
Формально это объяснялось экономическими причинами, но за этим стояла жёсткая политическая игра. К тому времени Баку уже сделал ставку на сближение с Турцией, США и Израилем, а российская РЛС, контролирующая регион, стала для этих партнёров нежелательным шпионским объектом. Москва, которая тогда стала вводить в строй РЛС нового типа Воронеж, на такие условия не пошла и закрыла станцию, вывезя оборудование. Как позже заявил Дмитрий Песков, всё необходимое для безопасности РФ будет обеспечено но для этого пришлось потратить миллиарды на строительство новых РЛС в Армавире и других регионах.
Публичного конфликта двух стран не было. И всё же в этой истории есть непроясненные моменты. Да, действительно, еще в 2011 специалисты Радиотехнического института имени Минца объявили, что РЛС типа Дарьял исчерпали расчетные технические ресурсы. Также общеизвестно, что Воронеж технически совершеннее, и заметно проще в возведении и куда экономнее в плане энергопотребления.
Но, с другой стороны, как раз в начале 2011 приступили к модернизации Габалинской станции. А единственный оставшийся Дарьял, Печорская РЛС после глубокой модернизации работает и сейчас. В любом случае между закрытием Габалинской РЛС, и началом работы прикрывающее то же направление сегмента Воронежа в Армавире прошло полгода.
Сегодня Габалинская РЛС уже история, но её закрытие стало прологом к нынешней конфронтации. Азербайджан окончательно вышел из орбиты российского влияния и сделал ставку на Турцию и Запад: в оборонном секторе принято решение закупать оружие у Турции и Израиля и отказаться от российских истребителей, в энергетике Баку сделал выбор в пользу трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, обходя Россию, и начал продвигать проекты вроде Набукко, конкурирующие с Южным потоком. В Карабахском конфликте Москва, потеряв рычаги влияния в Азербайджане, усилила поддержку Армении, что ещё больше обострило отношения с Баку.
Всем очевидно, что закрытие станции произошло на фоне охлаждения отношений между странами, однако была точка зрения, что разногласия надо прятать под ковер, и так они сами собой как-нибудь рассосутся. Долгое время казалось, что эта тактика работает, но сейчас видно, что работать до бесконечности она не может.
Жизнь показала, что разногласия сами собой не рассасываются.