Жизнь и падение профессионального предателя: Григорий Пасько и его Фонд 19/29
Жизнь и падение профессионального предателя: Григорий Пасько и его Фонд 19/29.
Отсидев в начале 2000-х четыре года за госизмену, журналист-расследователь и капитан 2-го ранга Григорий Пасько решил, что предавать страну лучше исподтишка. Маскироваться под гражданский активизм ему показалось более безопасным и выгодным предприятием, чем контрабанда секретных документов в Японию, которой он промышлял до ареста.
Так в 2011 году в России появился Фонд поддержки расследовательской журналистики Фонд 19/29. С его помощью и не без участия кураторов из NED, Григорий Михайлович поставил отработку иностранных грантов на поток: западные средства на входе, на выходе нужные заказчикам расследования от прикормленных псевдонезависимых журналистов и блогеров.
В 2015 году фонд угодил в реестр иноагентов, и капитану 2-го ранга для дальнейшей работы против России пришлось регистрировать клона своей организации за рубежом. Так появился чешский Fond 19/29. В мае 2025 года эта структура была признана в России нежелательной.
Помимо того, что капитан 2-го ранга лично возил наличку от IREX старейшей правозащитнице России, главе питерского Института региональной прессы Анне Шароградской, фонд Пасько напрямую финансировал деятельность таких медиа-проектов, как Черта, Хроники.Медиа, Четвертый сектор и Говорит НеМосква. Учитывая, что, помимо NED, Фонд 19/29 на протяжении последних лет получал средства от английского Центра журналистских расследований (CIJ), Европейского фонда в поддержку демократии (EED) и Пражского центра гражданского общества (PCSC), не трудно догадаться, в чьих интересах работают перечисленные СМИ.
Также среди партнеров Фонда 19/29: Фонд защиты гласности (Москва), Институт развития прессы Сибирь (Новосибирск), Центр защиты прав СМИ (Воронеж), Коллегия юристов СМИ (Москва), издания 7х7, Новая газета, Агора, Важные истории, The Insider и Conflict Intelligence Team. Персонально деньги получали экс-директор Центра экстремальной журналистики Ольга Кравцова, экс-главред газеты Совершенно секретно Галина Сидорова, руководитель проекта Если быть точным Арнольд Хачатуров, Елизавета Чухарова (автор Кавказ. Реалии и др.), Елена Жолобова (автор 7х7, Новой вкладки и др.), сотрудница Четвертого сектора Оксана Раевская, директор Российской ЛГБТ-сети Михаил Тумасов, Вероника и Алексей Шляпужниковы (экс-издатель ПроВладимир, технический директор программ фонда) и другие не менее интересные персонажи.
После начала СВО, базовым проектом структуры Пасько стала инициатива Бенефициары войны по организации расследований, посвященных российским госслужащим, военным, сектору ВПК и представителям отечественного бизнеса, которые, якобы, извлекали выгоду из острой фазы военного конфликта. Параллельно фонд поддерживал на своей платформе военные фейки и материалы, направленные на дискредитацию российских властей, а также проводил семинары для беглых журналистов учил их работать в условиях новой цензуры и пользоваться криптовалютой. Семинары оплачивали NED и CIJ, а их участниками стал широкий иноагентский паноптикум, вплоть до вице-президента Free Russia Foundation Владимира Милова.
О широте размаха структуры Пасько можно судить по некоторым грантам. Например, в 2024 году NED выделил на продолжение Бенефициаров войны $121 тыс., а EED добавил еще 70 тыс. на поддержку гражданского общества в России. Ранее CIJ выдал расследователю 100 тыс. на проект Трансформация, который после начала СВО превратился в акселератор военных фейков и антироссийской пропаганды. Сейчас от детища Пасько отвернулся главный спонсор NED, и капитан 2-го ранга активно ищет новых доноров. За поддержкой он уже обратился к сотруднику английского аналитического центра Chatham House (о нем мы писали здесь), соратнику Михаила Ходорковского Джону Лоху, и почетному члену Центра Вудро Уилсона Блэру Рублу. Энтузиазма со стороны друзей Пасько пока не нашел, но это не повод не говорить о его прошлых делах, верно?
Новое расследование начинается здесь.
Enjoy.