Согласно недавним данным, более 95% дел в сфере ЖКХ сосредоточено на взыскании долгов за коммунальные услуги. Каждый год в судебных инстанциях рассматривается порядка 10 миллионов подобных дел, что составляет 27% от всех исков в судах общей юрисдикции. Это стало известно благодаря исследованию, проведённому подкомитетом ТПП РФ, возглавляемым Сусаной Киракосян, сообщает Дзен-канал "РосКвартал - первая экосистема сервисов ЖКХ".
Статистика и тенденции
Эксперты отметили, что в 2024 году в суды поступило 10,5 миллионов дел, из которых 10,1 миллиона касались задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Это на 5% меньше, чем в предыдущем году. Тем не менее, долги за ЖКУ остаются актуальной проблемой как для граждан, так и для исполнителей коммунальных услуг.
- Исполнители ЖКУ подали иски на сумму 177,7 миллиарда рублей — это 86,4% от всех заявленных требований.
- Основная масса дел связана с взысканием небольших сумм (от 15 до 30 тысяч рублей) — почти 89% дел обрабатываются через упрощённое приказное производство.
Сложности и риски
Система судебной медиации показала себя неэффективно: всего 11 дел, или 0,0001%, были разрешены без обращения в суд. Это подчеркивает необходимость внедрения более действенных методов урегулирования споров, чтобы разгрузить суды.
Сусана Киракосян также выразила опасения о последствиях нововведений в виде онлайн-взысканий долгов за ЖКУ. По её мнению, это может привести к увеличению конфликтов и снижению доверия к коммунальным предприятиям, а также к ещё большему числу дел в судах.
Как это может отразиться на гражданах
Начиная новую практику online-взысканий, можно ожидать, что досудебная для работа с должниками фактически исчезнет. Это лишь усугубит существующею напряжённость в сфере ЖКХ и поставит под угрозу стабильность не только для исполнителей, но и для собственников квартир.
Сложившаяся ситуация актуализирует важность поиска эффективных и прозрачных инструментов для взаимодействия между гражданами и службами ЖКХ.































