10 октября «Объединение перевозчиков России» представило глубокий экономический анализ последствий законопроекта № 1026190-8 для российского рынка грузоперевозок. Главной целью исследования стало выявление финансового воздействия изменений в Налоговом кодексе, которые вступят в силу в 2026 году, на грузоперевозчиков всех масштабов, пишет Дзен-канал "Свободная Пресса".
Что предполагает законопроект?
Этот законопроект, внесённый в Госдуму в конце сентября, затрагивает правила работы специальных налоговых режимов, таких как ПСН, УСН, ЕСХН и НПД. Подготовленный Минфином документ уже получил поддержку правительства и затрагивает интересы малых и средних предприятий в России.
Рынок грузоперевозок в цифрах
По оценкам, объём грузовых автомобильных перевозок в стране составляет около 4 триллионов рублей в год.
- Примечательно, что до 40% этого объёма контролируется крупными компаниями. Минимальная себестоимость перевозки сегодня составляет около 100 рублей за километр. С учётом вероятного повышения налогов и административной нагрузки на 10–12%, эта цифра может вырасти до 110–112 рублей.
- Существующая рыночная ситуация (цены на уровне 30–70 рублей за километр) уже приводит к убыткам у многих перевозчиков, и увеличения затрат только усугубит дело. Это создаёт риск для российских компаний потерять конкурентоспособность на рынке международного каботажа.
В этом году наблюдается массовый уход игроков с рынка: по оценкам, до 20% перевозчиков отправились в тень за первый квартал. Затраты растут, но поднять тарифы компании не могут из-за жесткой конкуренции.
Налоговая нагрузка и её последствия
Согласно прогнозам, расходы для малого бизнеса увеличатся на 12%, для среднего — на 10%, а для крупного — на 8%. Особенно заметным станет эффект от возможной отмены патентной системы налогообложения. Повышение ставок и порогов НДС также приведёт к значительному росту бухгалтерских затрат на 15%.
«Объединение перевозчиков России» предсказывает, что к 2026 году значительная часть российских игроков может покинуть рынок, уступив место иностранным компаниям, которые не расположены вносить деньги в бюджет страны. При этом дополнительные налоговые поступления, ожидаемые от повышения ставок, могут оказаться почти вдвое ниже прогнозируемых.
В текущих условиях малый бизнес, работающий на упрощённой системе налогообложения, сталкивается с серьёзными вызовами. Крупные компании имеют возможность вычета НДС, что даёт им значительное конкурентное преимущество.
По прогнозам, к концу 2025 года может уйти до 50% всех перевозчиков, в основном среди малых и средних. Оставшиеся, по оценкам, составят всего 40-50% от сегодняшнего числа операторов. В то же время, крупные компании сохранят практически всю свою долю.
Таким образом, рынок станет ещё более концентрированным, что лишь усугубит разрыв между крупными игроками и мелкими перевозчиками.